Моделлинг: история профессии как она есть

История моделлинга как профессии начинается еще в 1853 году, когда Чарльз Фредерик Уорт, небезызвестный дизайнер, считающийся отцом-прородителем линии haute-couture, попросил свою жену продемонстрировать наряды его модного дома. В то время появился термин house model, обозначающий девушку, которая демонстрирует продукцию (как одежду, так и косметику и парфюмы) определенного модного дома. К моделям не предъявлялось требований ни по весу, ни по росту: дизайнеры стремились продемонстрировать разнообразие размерного ряда новой коллекции.

Click here to upload an image file

Не смотря на нынешнюю престижность профессии и образ легкой и роскошной жизни (хотя сегодня этот стереотип активно разрушается), в самом его начале и до 60-х годов 20 века моделлинг как профессия не был по достоинству оценен. Более того – модели относились к маргинальному слою общества, платили им мало и не уважали. Даже называли девушку не "модель", а "манекен", что отчасти являлось очередным умалением роли женщины в обществе.

В 20-х годах на смену жестким корсетам, подчеркивающим пышные формы, приходит расслабленный силует платья, а общество начинает активно увлекаться спортом. Тогда появилось убеждение, что красивое тело – спортивное и подтянутое. В моду входит мальчишеская фигура с небольшой грудью и узкими бедрами. Из-за этого контингент моделей заметно молодеет: дизайнеры привлекают к работе девушек с еще детскими, не сформировавшимися фигурами. 

Click here to upload an image file

С развитием глянцевой фотографии появилось новое ответвление моделлинга как профессии – фотомодель. Лиза Фонсагривз – самая популярная фотомодель 30-х годов 20 века – появилась на обложке Vogue более двухсот раз. Ее популярность создала Vogue репутацию самого авторитетного в сфере моделлинга журнала: с тех пор его глянцевые страницы оказывают основопологающее влияние на карьеру моделей.

В последующие 10-20 лет начинают основываться модельные агенства, появилась профессия букера (менеджер модельного агентства, занимающийся организационными вопросами и продвижением моделей). Однако многие модели выступали одновременно и собственными агентами. В связими с различными трудовыми кодексами разных стран модели обычно работали на одном национальном рынке. Путешествовали лишь звезды – и то, курсируя между Нью-Йорком и Парижем. 

Click here to upload an image file

На Boommy →

Если 30-е были золотыми годами голливудских красоток, гламура и шика, то после Второй мировой интерес к роскоши заметно упал. Коко Шанель создает свою знаменитую коллекцию из дешевого джерси, потому что носить было решительно нечего. Мода становится более сдержанной, и контраст между блистательными тридцатыми и бедными сороковыми меняет и стандарты модельный внешности: неземных и недоступных девушек с экрана сменяют модели с более тривиальной, но по-прежнему женственной внешностью.

Click here to upload an image file

На Boommy →

Во второй половине 40-х Кристиан Диор создает свой знаковый образ New Look, что задает вполне конкретные параметры модельной внешности: высокая грудь, узкая талия, округлые бедра. Диоровские девушки, на мой личный взгляд, и сейчас остаются оплотом женственности и элегантности. 

Click here to upload an image file

На Boommy →

К концу 60-х Лондон стал городом с лучшим модельным рынком во всем мире (вероятно, педантичность англичан в организации бизнеса сыграла немалую роль). В эти годы заблистали со всей силой такие имена, как Твигги, Верушка, Джин Шримптон. В то время модельные агенства всё ещё не были строги к параметрам тела (рост Твигги был всего 168 см, в то время как Верушки – все 182 см). Однако большинство моделей уже были чрезвычайно худы (обычно их вес не превышал 50кг). Большинство девушек обладали кукольной внешностью и телом пубертатного периода. Твигги стала лицом 1966 года, когда ей было всего 16 лет. 

Click here to upload an image file

На Boommy →

70-е для моделлинга стали периодом революций. Отойдя от шока Второй мировой, мир моделлинга вернулся к истокам: в 70-е представительницы профессии снова становятся взрослее, со сформировавшимися женственными телами и ярко-выраженными гендерными признаками. Именно в 70-е был сделан главный шаг по утверждению моделлинга на позиции престижной профессии! Модели становятся в один ряд с голливудскими актрисами, рождается феномен супермодели. Это стало возможным благодаря модельным агенствам, которые, наконец, занялись должным делом и стали более коммерчески ориентированными. Теперь моделям доплачивают за появления в свете, активно занимаются их пиаром. В 70-80-е гг. существует три самых распростроненных типа модельной внешности: светлокожая, длиннногая блондинистая скандинавская девушка с голубыми глазами; бразильянка с экзотической внешностью и темной кожей; калифорнийская загорелая красавица с выдающимися формами и пыщущим здоровьем телом. В 70-е также был дан отпор сегрегации в модельном бизнесе: темнокожая модель Беверли Джонсон впервые появляется на обложке Vogue. К 80-м моделлинг сформировался как полноценная профессия, в которой тяжело прорваться на вершину, но при большой удаче и огромном упорстве она могла стать постоянным источником заработка для молодой девушки.

Click here to upload an image file

На Boommy →

Наконец, поговорим о блестящих 90-х, о которых невозможно вспомнить без возникающих в голове яркими вспышками имен: Наоми Кемпбелл, Кейт Мосс, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер, которые зарабатывали баснословные суммы за одну съемку или выход на подиум и являлись недостижимым идеалом для простых смертных. Главная тенденция 90-х – "героиновый шик": именно ее отголоски мы видим сейчас в изнуряющих себя голодом девочках. Она порождала моделей с торчащими ребрами, усталым и бесконечно драматичным видом. Ее "лицом" стала Кейт Мосс, появившаяся в рекламной кампании белья Calvin Klein. 

Click here to upload an image file

 

На Boommy →

Но чем ближе к 2000-м, тем более блеклыми становились звезды супермоделей. Причины этому называют разные, но одна из главных – коммерческая: дизайнеры просто не могли платить шестизначные суммы за выход на подиум или съемку. Да и, как известно, всё в жизни циклично, и наступило разумное время уступить пъедестал новым фигурам в мире моды.

2000-е – это болезненное десятилетие для моделлинга, в прямом смысле. После эры героинового шика общество обратило внимание на нездоровый образ жизни моделей (ведь большинство из них только достигло совершеннолетия, если, конечно, достигло): изнурительная работа, расстройства питания, наркотики, вечеринки. Именно в двухтысячных заговорили о смерти молоденьких девушек от передозировки или недоедания. Тогда многие модные дома, агенства и власти заключили договор: несовершеннолетних моделей на подиум не выпускали, а модели-дети работали согласно строгому законодательству. В свете событий на 2000-е также пришелся рассвет популярности ангелов Victoria's Secret – таких моделей, как Хайди Клум, Тайра Бэнкс. Общество хотело видеть на подиуме нормальное женское тело.

Click here to upload an image file

На Boommy →

 

То, что мы наблюдаем сегодня, есть результат действия механизма, запущенного в 2000-х. После десятилетий неотразимой и неповторимой красоты общество дошло до точки кипения: ну не можем мы достичь идеала! Но ведь если гора не идет к Магомеду, то Магомед – что? Правильно. Сегодня самые продвинутые бренды ищут моделей на улицах города и через инстаграм, приглашают реальных людей стать представителем бренда. Старики и дети, полные и с нарушениями пигментации, альбиносы, андрогины, трансвиститы – дизайнеры готовы на любые крайнсоти, лишь бы выгнать из модельного бизнеса приторный вкус совершенства. Недавно одна марка сфотографировала 60 успешных женщин (врачей, руководительниц фондов, топ-менеджеров) в своём новом лукбуке, заявив о том, что человек – это не просто его внешность, это его история, его достижения, его мировоззрения и принципы, его плохие и хорошие стороны, его ошибки. Всё, что мы можем назвать бэкграундом личности, сегодня выностися на первый план. Мир делает заявление: "Да, мы не идеальные, да, у нас есть лишний вес, прыщики, морщинки, кривые зубы, пигментные пятна, недостаточно узкие бедра и тонкая талия. Зато мы настоящие. Зато у нас есть изюминка. Зато в нас есть искра".

Click here to upload an image file

На Boommy →

Конечно, это не значит, что модельный бизнес умрет: нам нужны объекты восхищения. Но, может быть, этот мир станет чуть добрее, деликатнее, лояльнее к образу женщины. Не бывает идеальных людей, а красота – это естественность.